Блог

Метки:
10 Мар

Знания организации

Доброго времени суток!

Друзья-коллеги и не только, прочтение статьи о об информации и знаниях (вот тут) натолкнуло меня на мысль, что попытка сравнивать «функционал систем» – чаще всего занятие довольно глупое и малополезное. Оговорка «чаще всего» – не случайна – позже объясню.
Ценность для бизнеса имеет не совокупность тех или иных «функций», той или иной «компьютерной системы», а способность сообщества людей «делающих бизнес» применять систему на благо бизнеса.

Мысль довольно очевидная, но весьма трудно реализуемая на практике. Особенно когда система автоматизирует какой-нибудь сложный и взаимосвязанный процесс. Чем сложнее процесс, тем больше в нём связей между людьми, выполняющими различные операции. Каждый человек, выполняя операцию, преследует свои цели, и в принципе – ничего не хочет знать, о потребностях другой операции этого же процесса.

Для примера: много лет, у многих клиентов на складах повторяется одна и та же картина. Для определения времени начала сборки заказа необходимо, чтобы при поступлении заказа на склад в нем была проставлена требуемая дата и время (!) отгрузки заказа со склада. Если у компании уже есть формализация управления доставкой – то эта задача имеет решение, если же нет – тогда задача почти не решаема. То есть функционал планирования времени сборки заказа может быть, но использовать его невозможно, если не внедрить в практическую жизнь не склада, а «офиса» процедуру планирования времени доставки.

Так вот, общая мысль состоит в том, что невозможно с пользой для бизнеса «купить» функционал ПО, если вы не покупаете одновременно «консалтинг по поводу использования этого ПО» (хотя бы типа «лучшей практики»).  
Альтернативой «лучшим практикам» является рост организации вместе с ростом функционала ПО. Я являюсь сторонником этого подхода. За короткий период внедрения можно передать очень ограниченный «набор практик». Он будет ещё более ограниченным, если в момент внедрения должно быть задействовано большое число «операционистов» процесса.

Знания организации, как совокупности осознанно действующих индивидуумов, не могут возникнуть ни на основе прочтения инструкций, ни на основе тренингов. Знания, становятся действительными знаниями (хоть организации, хоть человека), когда он впервые применил их на практике и осознал причинно-следственную связь выполненных операций и результата (как его личного, так и организации в целом). Поэтому я за разумное и сознательное ограничение функционала на старте использования ПО. Объем функционала определяется совокупной способностью сотрудников организации начать осознанно использовать этот функционал. (Отдельный вопрос про то, кто и как может определить эту «совокупную способность» …)

Про «чаще всего» – исключение составляет ситуация, когда в организации есть гениальный «педагог-организатор», который сможет быстро и эффективно (!) выполнить обучение и правильную селекцию (!!!) кадров, наиболее подходящих для тех или иных операций. Этот «гений» конечно же должен быть гуру в используемом ПО. ОН видит картинку целиком и может быстро провести остальных как «слепых котят» через лес «временного непонимания».

 

Похожие записи

Оставить комментарий: