03 Май

Конвейер на складе

Конвейер на складе во времена СССР

Идея применить конвейер на складе возникла, вероятно, почти одновременно с появлением первых современных складов.

Автоматизированные или автоматические хранилища строили везде, в том числе в СССР (знаменитый проекта завода ЗИЛ, о котором было много «слёз» всех кто «в теме» https://pikabu.ru/story
/zil_ronyaet_zapad_kak_v_sssr_postroili_tekhnologicheskoe_chudo_sveta_6092677
).

Однако в это же время технологическая служба заявила о серьезных упущениях в организации производства. Огромные складские помещения обслуживали почти 100 тысяч человек, что составляло 20% от общего числа сотрудников. Подавляющее большинство рабочих занимались неэффективным трудом. Штучные грузы перемещали тягачами-«бобиками» на прицепных тележках. Не было специальных ёмкостей для одиночных деталей, поэтому те зачастую хранились навалом где-нибудь в закромах. Всё это выливалось в колоссальные затраты на транспортные и погрузочные работы. Хуже того: задерживались поставки заготовок и деталей, а персонал основного производства терял время. Вскоре руководству надоело терпеть убытки и проволочки, назрело решение: склад пора реформировать.

«По уровню основных техпроцессов наши и зарубежные заводы примерно одинаковы. Основное оборудование — станки, приспособления и режущий инструмент — у нас такое же, как и за рубежом. И всё же производительность труда у нас значительно ниже, чем на передовых зарубежных заводах. В связи с этим сейчас особое внимание следует уделять вопросам организации и механизации вспомогательных процессов, в частности транспортно-складских работ», — говорил А. М. Плахов, главный конструктор по механизации транспортно-складских работ.

Инициативный и дерзкий начальник производства Николай Гринчар, сконструировавший уникальный легковой автобус «Юность», взялся за дело. Он провёл ревизию, подсчитав, что годовой оборот грузов на ЗИЛе составил 3,5 млн тонн. Это практически 300 железнодорожных вагонов ежедневно. Тогда Гринчар и его команда придумали систему бесперебойной доставки деталей и Высотный автоматизированный складской цех.

Технологии будущего

Строительство стартовало в 1971 году, когда на пост гендиректора ЗИЛ назначили Павла Бородина. По воспоминаниям очевидцев, он значительно ускорил внедрение новых технологий. В 1978-м Высотный автоматизированный складской цех ввели в эксплуатацию. Девятиэтажное здание заняло площадь в полтора футбольных поля — почти 11 тысяч квадратных метров.

«Ощущение на складе — мечта перфекциониста. Пересечение балок, ферм образуют причудливые геометрические узоры, которые напоминают скринсейверы на компах. Впечатляет, что это реализовано в металле», — рассказал нам блогер МШ, успевший побывать на складе, который сейчас вовсю разбирают.

 

Вывод из написанного

Если попробовать обобщить идеи использования конвейеров, то главные технологические решения крутятся вокруг следующих тем:

  1. Транспортировка паллет/спецтары/коробок/штук на большие расстояния со стабильно высокой скоростью
  2. Сортировка паллет/спецтары/коробок/штук по целевым точкам доставки
  3. Вертикальные перемещения паллет/спецтары/коробок/штук с целью увеличения площади зоны отбора (считай количества активных SKU)
  4. Комбинация всех этих тем в комплексное или полностью автоматическое решение.

Казалось бы, эффективность автоматического или автоматизированного склада была экспериментально доказана ещё в 1978 году.  100 000 человек… для завода размера «ЗИЛ». Почему же подобные проекты не были внедрены повсеместно? Неужели просто на всех не хватило «инициативно-прогрессивных директоров»?… Откуда накопилось отставание от «остального мира» в деле внедрения автоматических и автоматизированных складов? (по оценке некоторых аналитиков отставание складской логистики от 20 до 30 лет, если считать количество реально внедрённых, успешно отработавших и не менее 10 лет подобных решений).

Автор сам задавал себе этот вопрос 20 лет подряд, в том числе и тем российским специалистам, которые реализовывали такие проекты в других странах на протяжении последних 10-15 лет.

Если быть честным, то главным тормозом является одна причина, давно сформулированная В.Высоцким: «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков».

«Невыгодно», «слишком дорого», «не время», «дешёвая рабочая сила» — да, конечно, конечно.

Но как сказал один «крестьянин» (владелец завода по производству круп – «Алтайская сказка Ю.Ф.Юрченко из села Шипуново в Алтайском крае — глубиннее место сложно найти) – «я люблю, когда всё само течёт, и знаю, что на длинной дистанции – это окупится, и суммарно выйдет дешевле».

Продолжение

Метки: , , , , ,

    Получите нашу консультацию

    Заполните поля (поля, помеченные звездочкой обязательны) и нажмите "Отправить"

    Похожие записи