Конвейер на складе во времена СССР
Идея применить конвейер на складе возникла, вероятно, почти одновременно с появлением первых современных складов.
Автоматизированные или автоматические хранилища строили везде, в том числе в СССР (знаменитый проекта завода ЗИЛ, о котором было много «слёз» всех кто «в теме» https://pikabu.ru/story
/zil_ronyaet_zapad_kak_v_sssr_postroili_tekhnologicheskoe_chudo_sveta_6092677).
Однако в это же время технологическая служба заявила о серьезных упущениях в организации производства. Огромные складские помещения обслуживали почти 100 тысяч человек, что составляло 20% от общего числа сотрудников. Подавляющее большинство рабочих занимались неэффективным трудом. Штучные грузы перемещали тягачами-«бобиками» на прицепных тележках. Не было специальных ёмкостей для одиночных деталей, поэтому те зачастую хранились навалом где-нибудь в закромах. Всё это выливалось в колоссальные затраты на транспортные и погрузочные работы. Хуже того: задерживались поставки заготовок и деталей, а персонал основного производства терял время. Вскоре руководству надоело терпеть убытки и проволочки, назрело решение: склад пора реформировать.
«По уровню основных техпроцессов наши и зарубежные заводы примерно одинаковы. Основное оборудование — станки, приспособления и режущий инструмент — у нас такое же, как и за рубежом. И всё же производительность труда у нас значительно ниже, чем на передовых зарубежных заводах. В связи с этим сейчас особое внимание следует уделять вопросам организации и механизации вспомогательных процессов, в частности транспортно-складских работ», — говорил А. М. Плахов, главный конструктор по механизации транспортно-складских работ.
Инициативный и дерзкий начальник производства Николай Гринчар, сконструировавший уникальный легковой автобус «Юность», взялся за дело. Он провёл ревизию, подсчитав, что годовой оборот грузов на ЗИЛе составил 3,5 млн тонн. Это практически 300 железнодорожных вагонов ежедневно. Тогда Гринчар и его команда придумали систему бесперебойной доставки деталей и Высотный автоматизированный складской цех.
Технологии будущего
Строительство стартовало в 1971 году, когда на пост гендиректора ЗИЛ назначили Павла Бородина. По воспоминаниям очевидцев, он значительно ускорил внедрение новых технологий. В 1978-м Высотный автоматизированный складской цех ввели в эксплуатацию. Девятиэтажное здание заняло площадь в полтора футбольных поля — почти 11 тысяч квадратных метров.
«Ощущение на складе — мечта перфекциониста. Пересечение балок, ферм образуют причудливые геометрические узоры, которые напоминают скринсейверы на компах. Впечатляет, что это реализовано в металле», — рассказал нам блогер МШ, успевший побывать на складе, который сейчас вовсю разбирают.